Вот фрагмент интервью А Горохова с Владиславом Дилеем, в котором финн высказывает весьма близкую мне точку зрения на современный джаз.
А. Горохов: "Вот какая странная история – удивляюсь я. - В поисках возможности заниматься музыкой ты ушёл из джаза, а мне почему-то кажется, что джаз – куда более подвижная и осмысленная музыкальная материя, чем звуки из семплера и секвенсора. Электронная музыка, наоборот, стремится в джаз в надежде слегка усложниться и облагородиться. Вот, скажем, твой соотечественник Джими Тенор сравнивал электронную музыку и джаз и высказывался в том духе, что электронная музыка во многих отношениях джазу уступает, потому что в джазе есть коммуникация и взаимодействие между музыкантами, а в электронике – ничего подобного нет, одно лишь программирование.
V. Delay: «Джаз мёртв, - пожимает плечами Владислав. – В начале 70-х дела обстояли по-другому, я имею в виду Майлса Дэвиса, но в середине 70-х произошёл обвал, резкое падение вниз, джаз стал не тем, чем был раньше, в 80-ых и 90-х сохранилось такое же положение вещей. В джазе уже нет никакого вдохновения, никакого движения, это застоявшееся консервативное дело. При этом под электронной музыкой я не имею в виду потешные звуки, которые делают те, кто сначала играл в игры на Нинтендо, потом пересел за персональный компьютер, а теперь занимается техно. Это вообще не музыка, и ко мне она не имеет отношения, я всё-таки профессиональный музыкант. Но какой бы музыкой ты ни занимался, джазовая тусовка её не примет. Джазовый мир очень узок, они там делают что-то, к чему привыкли, и презирают всё остальное. Когда они слышат 100-процентную электронную музыку, они приходят в ярость».
Я слушаю только электронный джаз. Люблю старый Ninja Tune (с 29 по 40 номер в каталоге), Flanger "Templates", глитч джаз в целом, крайне уважаю Squarepusher.
Кстати сказать, усилиями последнего широкая общественность осознала, что электроный джаз - это не просто "живой джаз, наложенный на электронный бит". Том сумел виртуозно сгенерировать, спрограммировать джазовую импровизацию. Амены и прочие брэйксы застучали так шустро, многослойно и слабо предсказуемо, как ниодин барабанщик не сможет изобразить, будь он хоть семи пядей во лбу.
Про мелодическую часть саунда я вообще молчу
Т.е. с помощью современных программных средств и немалой сноровки можно собрать сколь угодно сложную джазовую импровизацию. Она будет звучать весьма органично и стильно, не говоря уже о том, что выглядеть будет не хуже, а может и лучше, любого джазового оркестра.
ЗЫ: Ещё мне крайне интересны современные bastard-эксперименты, когда из некоторого количества оригинальных джазовых записей клеется коллаж, трансформирующийся в самостоятельное произведение.
Пример: Трек "Banana Seat Girl" с альбома Venetian Snares "Higgins Ultra Low Track Glue Funk Hits 1972 - 2006"