NKL » Вт мар 11, 2008 10:53 pm
продолжение...
Из России с любовью
Recoil недавно выпустил CD с дополнительным материалом - фильмoм и специальным буклетом. Давайте пострим на процесс. Издание Prey/Allelujah былo осуществленнo под давлением фэнов; тех кто желает иметь физический продукт - комплетисткое желаение наверное, но так же и желание любителей музыки, предпочитающих качество звука и осяземость CD скаченому безликому продукту. Трэки уже были доступны для скачивания однако не всем этого было достаточно. Явствует разница поколений.
После успеха промо в Москве, местный DM/Recoil веб-мастер смог убедить Gala Records (местное отделение EMI - партнёр Mute) что имеет смысл выпустить такой диск. Они согласились, не без условый разумеется. Так о чём было договорено?
Во-первых, промо-поездка была инициирована менеджером клуба Electro. Клуб оплатил поездку и в целом отвечал за организацию. К этому Gala добавила немного радио, прессы и телевизионного эфира. Результаты были более чем обнадёживающие, но несмотря на это условия издания были: фэны должны оплатить производство диска, фэны обязаны наладить систему платежей и распространить диск через веб-сайт, другие фэны Recoil создали художественное оформление - 28-страничный буклет сопровождающий диск, другой фэн спродюсировал и срежиссировал девяти-минутный фильм, включённый в Allelujah, музыкант (я) свёл музыку в собственной студии, музыкант самостоятельно финансирует создание веб-сайта при помощи веб-мастера работающего за бесплатно, музыкант и фэны занялись онлайновым маркетингом, промоушеном и поддержкой продаж. Все эти услуги были предоставлены абсолютно бесплатно - кроме потраченого времени - исключительно от огромного желание сделать это возможным. Поразительно! И это согревает мне сердце.
Так в чём была роль звукозаписывающей компании спросите вы? Отличный вопрос. Компания составила части в производимый продукт - то есть сделала мастер на основе предоставленых миксов и сляпала двухстраничную вкладку со своей копией имевшегося у них оформления. Местный лицензиат добавил русский легальный жаргон и дал знать о релизе прессе и ТВ. Не так уж и много, правда?
Ладно, это конечно далеко от нормы, и собственно немного не честно. Это был один в своём роде эксперимент. Gala/Mute могут поспорить - одолжение. Но это абсолютно точно направление в котором всё движется. Почему они не выпустили CD обычным способом? Потому что они не уверены что существующий спорс оправдывает затраты на производство, когда есть тренд дешёвой или свободно скачиваемой музыки.
Русский проект стал интересным экспериментом однако от него можно ожидать лишь ограниченого успеха в нынешнем состоянии страны, и так же недоверии покупателей, которым пропитано любое предпринимательство. Это не было идеальным путём для продажи продукта, но это не исключает тот факт что процесс получается абсолютно рабочим - пока есть добротная доставка, делающая покупку простой и надёжной для покупателя.
(Несмотря на оочевидные затруднения, нам удалось распродать весь тираж ещё до релиза, такой был хороший спрос)
Поп себя съест сам?
Так зачем заключать договор с звукозаписывающей фирмой? Этот вопрос задают себе многие музыканты. И почему бы им этот вопрос не задать, когда их компании уже не в состоянии потратить деньги? Или компания хочет часть прибыли музыканта от концертов для финансирования маркетинга. Поэтому мы наблюдаем массовый исход, душащий и без того раненую музыкальную индустрию. Музыканты способные легче всего уйти - те кто уже очень популярен - что добавляет проблем. Почему? Потому что Радиохеды и Принцы могут позволить себе расстаться с музыкой за бесплатно для получения публичной известности своих продуктов. Их поступки заметны, и они получают прибыль в других сферах. Таким образом все ждут бесплатной музыки, а другие музыканты теряют то малое что они получают через продажи дисков, при том что их затраты душевные и материальные на произвосдство музыки остались на месте.
Я уже давным давно перестал ожидать прибыли от того что делаю. И вы скажете, что я полон обиды и горечи на мою звукозаписывающую компанию, но это не так. Mute жертва всего этого. На деле все компании теряют и бешено хватаются за всё на свете в то время когда из под них вырывают ковёр.
В случае с Mute, EMI наложили кучу запретов на траты а также "переиначивают" и "выправляют" организацию с "централизацией" отделов и уменьшением числа музыкантов. Главненький EMI - Guy Hands описывает свой бизнес как "нежиснеспособную модель" и говорит о необходимости "вывести шлак"... "Garbage collection" (похоже на термин в объектно-ориентированых языках програмирования прим. перевод.). Риторика тонко вуалирующая обыденные СОКРАЩЕНИЯ. Он говорит об "уничтожении дублирования и бюрократии". На деле - 2000 рабочих мест не стало.
Более волнует то, что по его словам на данный момент прибыльны только 3% из всех музыкантов лейбла и что те кто никогда не станут приносить прибыль, как бы модель не менялась, могут поцеловать его в зад на прощанье.
Это самое далёкое от того что я думал является философией Mute, когда прибыль от артистов продающих большие количества идёт на взращивание других музыкантоц лейбла. Искусство. Звукозаписывающие компании не продают печёную фасоль, они несут искусство в массы. Это не подлежит подсчёту. Печёная фасоль - подлежит.
Однако, подобная философия реальна сегодня? Понятно что нет, если тобой управляет частный капитал. Mute (сегодня часть EMI) - это бледная тень себя прошлого. Несколько потеряных душ бродят вокруг в пост-апокалиптическом изумлении, как в той сцене из "28 дней спустя". Есть на лейбле хорошие люди, которые связаны по рукам и ногам, с залепленым скотчем ртом, бвеспомощные жертвы похищения заманеные в корпоративную машину.
Разумеется Mute не может просто встать и уйти. Это всё равно как пытаться продать дом который ты рентуешь. Я думаю Даниэль Миллер озабочен так же как и следующий жилец. Он связан контрактом с EMI и его собственное будущее, я думаю не ясно. Может ему надоел весь этот бизнес, его изначальное создание разворочено безвозвратно. Я уверен он так же увлечён музыкой как и раньше, но кому придёт в голову создавать новую звукозаписывающую компанию в теперяшнем климате?
Может ли музыкант стать предпренимателем? Разве честно ожидать от наших расеяных композиторов и виртуозных исполнителей трепбовать обладание дипломом в по руководсту бизнесом? Формулировать собственную стратегию и маркетинговую модель по дороге? Но не это ли главная причина появления звукозаписывающих компаний и менеджеров в первую очередь? На личном опыте я пытался руководить концертными выступлениями в достаточно мелкого масштаба эксперименте. На ушло большинство первых 3-х месяцев года - время которое я собирался посвятить написанию музыки.
Деловая жилка развита в разной степени, однако она необходима музыканту и его представителям дабы оставаться впереди времени, придумывать новые проекты. Кто-то обратит внимание на маленькие сосредоточеные на искусстве независмые лейблы пользующиеся новым методом работы (это во всю происходит вокруг), с нимимальными накладными расходами, служащие более логистическим подспорьем музыкантов: организация производства, почтовые заказы, дистрибуция через веб-сайты и другие каналы. Тянут всё это на себе. (Разумеется не надо списывать со счетов массовую доступность iTunes и подобных).
Когда я закончу следующий альбом, кто знает или у меня вообще будет нормальный договор на звукозапись? Конечно это плохо заканчивать свои отношения с Mute после стольких лет вместе, но у меня есть чувство что решение не будет от меня зависить. Скорее оно зависит от будущего Mute/EMI и впрочем вообще всех комапний. Возможно получится что все крупные музыканты на Mute будут всосаны в EMI а остальные отпадут за ненадобностью, и сам Mute вместе с ними. Это будет грустный день.
Так кого будем винить во всём этом беспорядке? Может это звукозаписывающие компании которые просиживают штаны распродавая годами переиздания по завышеным ценам, в то время как их скауты заваливают слушателя безликими, плоскими под-идолами и бой-бендами? Честно ли сказать - "сами виноваты"? Или мы станем обвинять случайного "не-слушателя" с вниманием трёз-летнего ребёнка, вскормленого одноразовым, гомогенизированным обществом свихнувшемся на Пэрис Хилтон, перевозбуждённой от излиших возможностей? Общество, видящее ценность в тривиальности, принимающее посредственность без лишних вопросов. Или может девальвация пришла от Ди-Джеев, которые способны изрыгать квинтессенцию рок-н-ролла копируя полностью классический фанк 70-ых с начитаной рэпом чушью поверху и называя это их "созданием". И вообще является ли современнай музыка искусством в принципе? Может это просто другая форма бизнесса?
Алан Уайлдер (с брагораностью Беранрду Ван Изакеру за вклад)
Перевод NKL, March 2008
"Burned Beyond Recognition"??? Why can't these bands have cool names like when we were kids?
Al Bundy