лосиноостровский маньяк » Чт мар 13, 2008 7:55 pm
Посмотрел фильм Нефть... Небольшой я любитель отписываться на форумах... но тут оч точно выверенный баланс между красотой картинки, содержанием и нарочитым трагизмом ака Сельма на виселице, смотрел без перевода, многие фразы я уверен будут растащены даркэлектровыми мастерами на семплы...особенно это касается сцен религиозного содержания
Рецензия, на мой взгляд наиболее отражающая суть-
Религия, семья, нация: основы американского кино
Самодержавие, православие, народность — некогда вокруг этой триединой теории Уварова Николай I собирался объединить всю Россию. Однако концепция официальной народности просуществовала недолго — всего лишь через десять лет канула в Лету и она, и ее основатель.
Как ни странно, удивительно схожая с ней теория, на которой строится большинство американских фильмов, существует уже не первое десятилетие, и, судя по тенденциям, не только не собирается умирать, но и расширяет зоны влияния, захватывая все новые и новые экраны за пределами США.
Тем удивительнее появление такого фильма, как «Нефть», где все три столпа, на которой зиждется культурная традиция Голливуда, просто игнорированы. И тем удивительнее, что подобный фильм получил всеобщее признание, начиная от восторженных отзывов зрителей и заканчивая множеством кинонаград от профессионалов.
Остановимся подробнее на тех трех базовых идеях, которые активно использовались практически в каждом американском фильме, а также на том, во что превратил их Пол Томас Андерсон в «Нефти».
Семья
Самая типовая и узнаваемая базовая ценность, защищаемая в каждом американском фильме — это семья. Герои либо налаживают отношения, либо эти отношения помогают им в преодолении различных трудностей, либо демонстрируется, сколько плачевным для человека может оказаться отсутствие семьи (еще со времен Хичкока тиражируется образ маньяка-психопата с трудным детством и «деревянными игрушками»). Вариантов может быть много, но за каждым из них чувствуется аксиома: семья — это самое важное, что может быть в жизни человека.
Отрицание значения семьи в «Нефти» — настолько явное, что оспаривать его как изначальную задумку режиссера просто не представляется возможным. Главный герой фильма — нефтяник Дэниэл Плейнвью — жестокий и хладнокровный человек, во многом — типичный отрицательный персонаж. Традиционным ходом для американского фильма было бы заявить, что он рос в неблагополучной семье либо превратился в монстра после смерти жены.
Однако — ничего подобного. Дэниэл сам говорит, что в детстве любил свой дом и считал его лучшим на свете. Дэниэла не меняет ни временное отсутствие рядом с ними сына, ни его возвращение в дальнейшем. Не делает его мягче и внезапное появление брата. Андерсон совершенно недвусмысленно показывает: семья — эта самая святая ценность американского мира — не имеет на самом деле никакого значения.
Бог
Второй кит, на котором бороздит мировые океаны американский синематограф — это бог. Разумеется, речь идет не о конкретной религии, а о неких абстрактных высших силах, благоволящих к «хорошим» и наказывающих тех, кто играет не по правилам. Практически ни один фильм не обходится без патетических заявлений о том, что «бог (провидение, справедливость, судьба) — с нами». В «Нефти» же — no god. Мало того, что в существование бога не верит главный герой. Чтобы подчеркнуть тезис о том, что нет никаких высших сил, и только человек определяет свои поступки и несет за них ответственность, Андерсон показывает нам пылкого проповедника Илайю Сандея, действия которого точно также продиктованы лишь алчностью и жаждой власти.
Нация
Нации в фильме Андерсона просто нет. Нет ни в какой форме: ни флагов США, ни пафосных речей о демократии, ни героев, выступающих в качестве материализации ценностей американской государственности (например, положительных полицейских). Казалось бы — что особенного? Между тем, серьезное нарушение традиционных (если не сказать — набивших оскомину) канонов чувствует даже зритель, не привыкший задуматься и анализировать. Периодически появляются реплики: «Странное какое-то кино, непонятно, почему так и не появились бандиты и не начали воевать с местным шерифом».
Итоги
Собственно, если принять за аксиому блестящую реализацию задумки, то предсказать судьбу фильма очень просто. Со стороны тех, кто уже впитал в себя голливудские штампы, в соответствии с которыми главный герой (с чернокожим напарником) в последнюю минуту спасает мир, рапортует об этом президенту и мирится с женой, «Нефть» ждут только отрицательные отзывы.
труд делает свободным