Laibach

NATO

  • Лейбл:Mute
  • Год:1994
  • Формат:CD
  • Стиль:Techno, Experimental, Industrial
  • Рейтинг:
Трэк-лист
  • 1N.A.T.O.5:45
  • 2War4:10
  • 3Final Countdown5:40
  • 4In The Army Now4:31
  • 5Dogs Of War4:43
  • 6Alle Gegen Alle3:52
  • 7National Reservation3:46
  • 825253:48
  • 9Mars On River Drina4:48

Всегда было трудно причислить Laibach к какому-то музыкальному стилю. Некоторые ингредиенты их звучания (мрачные оркестровые мелодии, тяжелый, с акцентом, погребальный вокал) остались относительно неизменными и позволяют легко распознать их работу. Однако контекст, в котором используются эти ингредиенты, варьируется в широчайшем диапазоне. Они создали всевозможную музыку, от связанных с театром концептуальных произведений, таких как Macbeth, до полностью состоящих из кавер-версий альбомов, таких как Let It Be и Sympathy For The Devil. NATO совмещает все эти элементы в однородное целое, это альбом, в который заложена тема и она последовательно передается слушателю через кавер-версии. Вместо того, чтобы иметь дело с одним музыкантом, группа собрала материал из нескольких источников и пропустила его через свою мясорубку. Не все выбранные песни в оригинале были о войне, но Laibach применили весь свой талант, чтобы они звучали, как будто записанные на дискотеке Красной Армии. Первым идет сам "NATO". В давнем прошлом это был трек Gustav Holst'а "Mars", но Laibach, в своей типичной манере, выбрали наиболее существенный "военный" фрагмент из музыки на альбоме, и добавили танцевальный бит и подходящие электронные бормотания, чтобы создать эксцентричное совмещение оркестра и легкого техно, что приводит в соответствие музыку Holst'а, написанную еще до Первой Мировой войны, к веку электронного шпионажа и лазерных военных устройств. Это сработало, но интерпретация Laibach менее судьбоносная, чем оригинал. Трек Edwin Starr'а "War" совершенно преображен. Частично это современное техно, частично - театральность Laibach, текст здесь был немного изменен, так что риторический вопрос Starr'а в оригинале "Война - для чего она?" наконец-то имеет ответ. Науке, религии, власти и коммуникациям, если верить Laibach. Если быть точнее, они перечисляют (среди других) GM, IBM, Newsweek, CNN, Universal, Siemens, Sony... список можно продолжать. Сделано с умом, и в плане музыки, и в плане текстов, даже если список Laibach'а военных благодетелей кажется иногда странным. Sony? Разве они не простая потребительская электронная фирма? Или я что-то пропустил? Первый сингл, взятый с альбома, кавер песни Europe "The Final Countdown", был коммерческой смесью легкого евродиско и обычных ингредиентов Laibach. Когда я слушал сингл, я подозревал, что альбомная версия будет менее танцевальной. Я оказался прав, правда не в предполагаемой степени. При прослушивании этой версии можно предположить, что Pet Shop Boys сбежали и заперлись в балканском замке, и начали экспериментировать с органом размером с дом и с хором, у которого сильный акцент, но все же она более легкая и менее пышная, чем я надеялся. Однако, трек очень хорош. Мысль о каверверсиях Laibach песен Status Quo странна сама по себе, но реальное ее воплощение еще более странное. Их версия "In The Army Now" узнаваема, но представляет песню в особом видении Laibach, как смесь грандиозного хора и танцевального бита. Это хорошо срабатывает, но ничего более я здесь добавить не могу. "Dogs Of War" Pink Floyd'а сделана в том же духе. Я не очень знаком с оригиналом, но независимо от того, как он звучит, теперь это высокоскоростное техно с хором и этими скребущими словенскими тонами поверх музыки. Опять, это отлично срабатывает, хотя трудно сказать почему. Наверное наиболее точная кавервесия здесь - это трек DAF'а "Alle Gegen Alle". Это возможно благодаря абсолютному минимализму оригинала - в ней так мало всего, что вы ничего не можете по настоящему добавить, если хотите, чтобы песня была узнаваема. Кроме того, будем правдивыми, даже Shirley Temple будет звучать как DAF, если бы она стала выкрикивать немецкий текст поверх обнаженного милитаристического танцевального бита. В музыкальном отношении трек очень близок к оригиналу, но добавляет неизменный вокал и хор. В следующем треке мы видим Laibach балующимися маленькими изменениями текста, превращая "Indian Reservation" в "National Reservation" с соответствующими изменениями текста для того, чтобы приспособить песню для описания ситуации в бывших советских странах в Восточной Европе. Хотя не совсем верно приравнивать текущую ситуацию в странах Восточной Европы к положению коренных американцев, но музыкально трек достаточно интересен. Далее идет их интерпретация старого хита Zager And Evans "In The Year 2525". Песня всегда была музыкально более приспособлена к их текущему подходу, чем остальной материал, представленный здесь, но Laibach проделали интересную работу над текстом, заменив оригинальную хронику бесчисленных тысячелетий мрачной и апокалиптической историей за период 1994-1999. Этот мрачный словенский вокал здесь просто превосходен, и поставлен так, чтобы показать скуку, цинизм и печаль. Минималисткая дорожка на заднем плане, изображающая биение сердца, также прекрасно работает. Альбом заканчивается песней, истоки которой я не смог проследить. Я знаю, что в оригинале это был "March On River Drina", но и все - пояснения по поводу оригиналов, увы, напечатаны довольно неразборчиво на самом диске, а не на буклете. Похоже, что трек был сочинен Stanislav Binicki, но я не уверен по поводу написания фамилии, а моя музыкальная энциклопедия не сумела подтвердить или опровергнуть его. В любом случае, вне зависимости от композитора, аранжировка Laibach'а просто прекрасна. Трек начинается в мрачном и военноподобном стиле, акцентированном мужским и женским хором, жуткими стонами и тяжелыми вздохами и милитаристским битом, перед тем как повернуть в более привычном направлении. Немного туповатая труба кажется странной - скорее представляется Captain Kirk, сражающийся с мужчиной в кожаном костюме за руку женщины с зелеными волосами, чем что-то более военное, и хор местами напоминает летающих обезьян из Волшебника из Изумрудного Города, но все равно.... Очень приятно, хотя и не создает желаемого эффекта. В общем, я очень впечатлен. Как всегда, очень сложно сравнивать все это с предыдущими релизами Laibach, т.к. они никогда не принимают одно и то же направление дважды. Однако, он скорее больше придется по душе тем, кому нравится кавер-материал группы (такой как Let It Be), чем тем кому нравится Macbeth или их ранняя работа. Интерес здесь заключается здесь в меньшей степени в особенном, не ограниченном никакими рамками подходе в производстве каверверсий материала других людей, и в большей - что именно говорят их реинтерпретации. Здесь меньше пародии, чем раньше, и Laibach скорее фокусируются на использовании чужого материала для высказывания своей точки зрения, а не на уничтожении музыкантов, сочинивших оригиналы. Конечно, нельзя не сказать, что материалом здесь можно наслаждаться, как пародиями - "Final Countdown", например, хороший пример тотального военного подхода к каверверсиям, который Laibach использовали ранее. Безусловно, заслуживает прослушивания, и является хорошим введением в их текущее звучание.

Доступные рецензии

См. также