Laibach

Концерт в клубе «Порт», Санкт-Петербург, 09.09.2005

Прошло несколько дней после концерта, мысли по его поводу (поначалу очень бурные и противоречивые) уже улеглись плотной стопочкой на положенной им полочке, поэтому я спешу именно сейчас поделиться запоздалыми впечатлениями… Расположенный в двух шагах от Исаакиевского Собора, клуб «Порт» поразил бедностью и произвел впечатление, будто мы попали в декорации к фильму в стиле кибер-панк. Путь на второй этаж, в недра, преграждали двое молодых людей, занимавшихся досмотром личный вещей и требованиям сдать аккумуляторы фотоаппаратов куда-то вниз. (Обладая остатками честности, которые мне никак не удается побороть, на вопрос: «У вас есть фотоаппарат?» я ответит в соответствии с указанным недостатком: «Да, у девушки, которая со мной». «У ВАС есть фотоаппарат?», вежливо, прямо как у идиота, спросил «таможенник», и, поскольку девушку все же отправили вниз на сдачу питающих фотоаппарат элементов, мы воспользовались такой поразительной педантичностью: во второй подход прибор для фотографирования был у девушки, а аккумуляторы у меня. И поскольку у МЕНЯ не было фотоаппарата, а у девушки не было аккумуляторов, технику мы пронесли без всяких вопросов. Другое дело, что мы ее не применили…) Прорвавшись на (второй? третий?) этаж, мы оказались в гуще тел. Грандиозное событие, само собой, привлекло немало народу, и эти разношерстные массы, толкаясь, бродили, пытаясь найти себе место в прокуренных насквозь (табачный дым был такой концентрации, что употребление его в дыхание в течение минут пятнадцати было эквивалентно выкуренной лично паре сигарет, а из одежды, если ее хорошенько отжать, никотина набрался бы целый стакан) закутках. Отчаянные попытки посетителей попросить включить, наконец, вентиляцию натыкались на мрачные ответы «Вентиляция работает на пределе». В общем, на такую людскую массу помещение клуба не рассчитано, если, конечно, забыть про зал, явно доставшийся клубу в наследство от какого-то скромного театрика, доступ в который до начала представления ограничен лишь персоналу. Наспех глотая купленное в толчее пиво, мы присоединили наши взгляды к десяткам уже устремленным на железные автоматические жалюзи, преградившие туда вход. Вот они поползли вверх, и прорвавшиеся, жаждущие обрести удобное место людские потоки хлынули внутрь к сцене… Laibach – группа колоритная, и неудивительно, что публика собралась самая разная. Кроме того, словенский коллектив приобрел мировую известность еще тогда, когда некоторые его нынешние слушатели даже не нашли дорогу под стол, так что возрастной состав тоже разнился ощутимо; в толпе можно было встретить и усеянные сединой бороды, и юношеские лица младшего пэтэушного возраста с драчливым блеском в глазах. Присутствовали готы, затянутые в экстравагантные кожаные костюмы (традиционно лидировали в экстремальности девушки), утыканные всевозможным пирсингом и раскрашенные в темные тона. Зашли на огонек нацисты, упорно считающие Laibach «своими» и стремящиеся показать ему свою правую вскинутую руку. Шастали просто пьяные отморозки, готовые вступить в кулачные отношения при первом же удобном и неудобном случае. Но особенно необычно смотрелся джентльмен в тройке, шляпе, черных очках, с тростью-зонтиком, стильными усами, снисходительной улыбкой и манерами бывалого аристократа… Обладая не очень хорошим зрением, мы решили оказаться поближе к сцене, где «сели в третьем ряду», поместив себя таким образом в самой гуще из вышеописанного конгломерата типов и характеров. В течение всего действия, как водится в первых рядах, их (нас) колыхали многочисленные перемещения отдельных посетителей, то сбегавших от напора музыки (таких, впрочем, почти не было), то беспардонно ввинчивающихся откуда-то сзади, разрывающих успокоившиеся кое-как цепочки. Все это несколько сбивало с настроя быть полноценно поглощенным происходящим на сцене (об этом чуть позже), поскольку приходилось бороться за возможность не быть вытолкнутым за пределы возможностей своего зрения, а также за сохранность вверившего свою судьбу мне в руки существа от окружающего хаоса, в котором то возникал молодой человек, танцевавший руками и локтями сердивший всех вокруг себя, то проникали оголтелые увесистые фашисты, устраивавшие племенные индейские пляски прямо у нас на ногах, то просто с наклоном в сорок пять градусов шли прямо через нас люди с затуманенным (шумом? алкоголем?) мозгом. Кстати, впереди их ждало своего рода разочарование: непосредственно к сцене подойти имели возможность лишь аккредитованные журналисты с вызывавшими темную зависть фотоаппаратами с объективами-гаубицами. Был замечен и оператор с камерой, вскинутой на плечо и нацеленной то на музыкантов, то на зал, и не исключено, что в кадрах я потом смогу разглядеть свое внимательное к происходящему ухо… Мне не так часто удается побывать на подобном мероприятии, поэтому концерт произвел на меня громадное впечатление. До первого появления музыкантов на сцене, в толчее, уворачиваясь от сигаретного дыма, созерцая пустое место перед микрофоном, я немного сомневался в целесообразности своего присутствия, но как только стали выходить барабанщики, клавишники и гитаристы, взявшиеся сходу играть In The Army Now, всепоглощающее удовольствие не могли испортить даже стоящие и двигающиеся вокруг слушатели. Харизма вокалиста не знает границ: во время всего действия, а оно было значительным по продолжительности, на экране за спинами группы демонстрировались фрагменты клипов и еще что-то, но внимание как то автоматически сосредотачивалось только на Милане, и что в действительности оккупировало пространство экрана, не вспоминается даже с усилиями. Его рык, его спрятанный в жилетку торс, обращенные в зал руки, его неизменная «буденовка» - вот что заводило толпу, с удовольствием певшую хиты с альбома NATO. Последовавший затем перерывчик (Mars On River Drina) дал нам возможность придти в себя, перед тем как группа приступила к воспроизведению материала последнего диска, лишь мельком зацепив период Jesus Christ Supertars (трек God Is God). Laibach обрушил затем на нас такое мощное техно, что привел в состояние восторга, граничившее со ступором (напомню, мы «сидели» в первых рядах, где давление звука ощущается каждой живой клеточкой тела). С первыми нотками хита Tanz Mit Laibach на сцену вышагнули, чеканя движения, две девушки с суровым выражением лиц и не менее суровыми костюмами а-ля «упал-отжался», вооруженные палочками, которыми они избивали (бутафорские?) барабаны на протяжении всего оставшегося до конца представления времени. Они пели, делали упражнения, целенаправленно топали на месте, барабанили, в общем, играли заметную роль в развлечении ошарашенной публики. Большая часть которой, кстати, перестала к этому времени пытаться танцевать, частично потому что ритмы последнего альбома еще малознакомы нам, а частично потому что отвлекаться на собственные движения было некогда – многие (все?) композиции звучали в непривычных, более энергичных и экспрессивных вариантах, и пропустить хоть что-нибудь не хотелось. Потрясающий драйв, упругий бит, оголенный и рыковещающий вокалист, две декоративно барабанящие девушки - вспомнить о других участниках группы удалось, только когда они сыграли совершенно безумную инструментальную версию Witschaft Ist Tot… Очередной перерыв, во время которого мы решили утопить восторг в очередном пластиковом стаканчике с пивом, и группа вновь заняла место перед инструментами, отыграв на этот раз несколько старых, традиционных в исполнении в конце вещей: Sympathy For The Devil, Geburt Einer Nation, Opus Dei. Наконец, музыканты по одному покинули сцену под заслуженный ладошечный хлопот и крики довольного и взвинченного зала. Напряжение, созданное гиперэнергичным WAT, уже немного спало, волшебство потихоньку стало рассеиваться, но оставленный им след вряд ли скоро будет занесен в сердцах сотен присутствовавших там... Не было автограф-сессий, и группу не удалось «пощупать» объективом вблизи, как это случилось на концерте более молодых и простых в общении Hocico. Но данный факт (его отсутствие, точнее сказать) уже не мог испортить впечатления от промелькнувшего перед глазами шоу, о посещении которого я не жалею ни секунды.

Похожие

    Доступные рецензии

    См. также